«Если хочешь избавиться от мелких неприятностей, купи себе тесную обувь или женись», - как-то заметил подзабытый финский писатель-сатирик Марти Ларни. Так вот, новые «Ecco»вские ботинки (как известно, «самые комфортные в мире») в первый же день жутко натерли ногу. Так как в день по выставке проходилось по десятку километров, может поэтому ощущения от посещения IWA получились такие немного кисло-болезненные. Да еще погода была хуже, чем в Питере – с дождиком под нордический ветерок. Даже беженцев, которыми пугают с экрана, не видели — попрятались, наверное. "Хотя они реально есть и всех задолбали." - это рассказал нам таксист, как выяснилось, сам урожденный днепропетровец. Он всю дорогу трепал о том, как ему в Нюрнберге хорошо, какой он крутой, как его квартира в 90 квадратов, купленная три года назад за 90 тысяч, теперь стоит все 160 и т.п. В конце поездки с высоты своей крутизны и как бы в виде одолжения он объявил, что с нас по дружбе какие-то 20 евро, а счетчик включить он забыл, заболтался с нами, понимаешь. Зная, что такая поездка стоит не больше 12 евро, отдали таки 20. Хохол он и в Нюрнберге хохол. Ну чего поделаешь, люди такие.Если хотя бы раз в день кого-нибудь не надуют, так день прожит зря.
По делу. Выставка большая, народу много… «а поговорить не с кем». В смысле бизнеса. У европейцев все в евро, при перемножении на 80 – что ни возьми, хоть оружие, хоть оптику – цены в рублях становятся, как телефонные номера. Много тайваньцев, китайцев. Но их ассортимент за последние годы не изменился. Правда, изменилось качество- в целом стало значительно лучше. Ведь как раньше было (в области оптики, по крайней мере): появлялись у европейцев новинки, они быстренько копировались, и клоны появлялись на рынке уже через полгода. При такой гонке было уже не до нюансов, лишь бы внешне приборы были похожи. Быстро распродав это дерьмище, китайцы начинали делать следующее – по той же схеме. А сейчас – все, драть не с кого, у европейцев новинки кончились.Приходится самим кумекать - над качеством.
А так...Уже года три (включая нынешний) ничего принципиально нового. Ни у Zeissа, ни у Schmidt’а & Bender’а, ни у Swarovski – ничего. Легкое дуновение дизайнерского ветерка, не более. Качество сборки Zeissа даже, кажется, снизилось. Ну не позволяли они себе пару лет назад таких болтающихся колесиков фокусировки на биноклях, неубранного облоя на резинке корпусов… На редкой модели нарисовано «Сделано в Германии». В основном «Made in Hungary», «Made in Philippines», а то и вовсе ничего не написано – значит из Китая. Понимаем немцев, поди уследи за всеми...Все равно, что пытаться пасти стадо котов. Так что новинок особенных не заметили, а вот тенденции есть.
Качеством картинки оптического прибора сейчас не удивишь. Все научились делать качественные марки стекла. Технологии обработки стекла, контроля поверхностей на крупных предприятиях в Германии, Японии и Китае идентичны. Оптические схемы -тоже не бином Ньютона. Борьба за каждый процент светопропускания, улучшения дисторсии, хроматизма и т.д. – это уже чисто маркетинговые трюки, потому что в современных оптических приборах даже среднего класса заложен потенциал, превышающий возможности человеческого глаза. Так над чем реально идет работа?
В области потребительской оптики ситуация схожа сейчас с ситуацией в области модной одежды. Ну чем коллекция 2015 года от Армани лучше коллекции 2014 года? В принципе, ничем. Те же платья, те же, извините, штаны (в Москве бы сказали брюки). Немного другой цвет, немного изменился фасон. Иногда другие более практичные материалы. Так же сейчас и в оптике. Новые композитные материалы корпусов, новая обклейка, покрытие, более эргономичная форма. Мы обратили внимание, что цены на новинки 2016 года и цены на аналогичные модели 2015 года примерно сопоставимы. Это лишнее подтверждение вышесказанного… Каждая серьезная фирма наработала пакет решений по надежности, защищенности, долговечности своих изделий. Этот стандартный пакет готовых конструкторских решений теперь реализуется уже с новыми технологиями сборки, не требующими суперквалификации рабочих, как раньше (не нужно подбирать оптические элементы, которые работают в группах, выбирать зазоры при юстировке, подгонять толщины прокладок и т.д. и т.п.). С учетом того, что теперь и уровень точности изготовления комплектующих (станки с ЧПУ, сверхточные прессформы) стал иным, задача упростилась. Теперь задача в первую очередь удешевить производство – т.е. производить готовый продукт в странах с меньшей заработной платой и налогообложением. А последняя «революционная» технология была лет пять назад с появлением ED (низкодисперсного) стекла. Его использование в объективах позволило сэкономить на одном оптическом элементе, уменьшить чуть-чуть вес и габариты. Но… цена приборов выросла в 1,7 раза, примерно. Большинство потребителей решило, нет, пусть бинокль лучше весит на 5 % больше, но стоит разумных денег – и процесс ED одизации не пошел. Правда «перфекционисты» все равно остались, для них и продолжают чуть-чуть да делать приборы с ED стеклом.
Что еще? Появились попытки корректно интегрировать в приборы электронику или пытаться сопрягать их со смартфонами с помощью переходников. В зрительные трубы встраивают Wi-Fi модули, SD карты. В принципе, удобно. Ходишь на стрельбище, смотришь в трубу на мишень, а результаты твоей пальбы видит еще и тренер, и зрители… У S&B в одном прицеле появился встроенный модуль вывода картинки на экран. Хорошо! В новых моделях прицелов прослеживается явная ориентация на снайперов и спортсменов – очень крупные барабанчики с затейливыми стопорами и шкалами, не сразу и разберешься что к чему. Описание работы с ними – целый талмуд. Но выглядят круто! Нужно ли это реальному охотнику – очень большой вопрос. Некий застой образовался даже в наиболее «модном» сегменте – тепловизионных прицелах. Одна русскоговорящая, но бельгийская фирма сваяла тепловизионный прицел с диаметром объектива больше 100 мм. За 31000 евро. Однако зачем и кому понадобится такая многокилограммовая дура они ответить не смогли. Ведь реальная стрельба ведется ну на 350 ну на 400 метров. Зачем этот запас по «видности» на километры? Это как с биноклями. Реально удобно и нужно 7-8 крат. Но если потребитель хочет 30 крат – пожалуйста. А то, что из-за естественного дрожания рук на цель не навестись, так это проблема покупателя – он же хотел «помощней». Вот такие пироги.
Что на горизонте?
На горизонте, конечно, цифра. SONY выпустила лет 5 назад некий девайс, совмещающий в себе zoom-бинокль со стабилизацией и видеокамеру. Его матрица могла даже работать и в темноте! Но прибор не пошел. Может он появился слишком рано, может продвигали его не в тех сегментах рынка – кто знает? Да и сделан был из пластика с кучей кнопочек. Слишком не похож был на «нормальный» бинокль. Но тем не менее, за цифрой будущее. Потихоньку уходит поколение реальных охотников-добытчиков и на смену им идет поколение компьютерных охотников, воспитанных на виртуальных битвах. Косвенно это подтверждается обилием на IWA компаний с AirSoftом. Возле REMINGTONов и BROWNINGов ажиотажа не было, зато продавцы воздушек, внешне неотличимых от боевого оружия, задыхались от посетителей. А AirSoft был целый огромный павильон! Таким клиентам подавай только «цифру». Не удивлюсь, если через 5-6 лет оптический арсенал охотника будет выглядеть так: на голову надевается что-то вроде обруча (дизайнерского, конечно, с антеннами и примочками), на него крепятся некие, с виду, керамические пластины – каждая из которых бинокль, прибор НВ, тепловизор, прицел и т.д. Они передвигаются по обручу по необходимости, фокусируются управлением глаз. Могут управляться беспроводным джойстиком из кармана. Как-то так. И как всегда – сначала такие устройства появятся, как результат сотрудничества лучших компьютерных и оптических фирм (вспомните фотоаппараты Panasonic – оптика Leica, Pentax – электроника Samsung и т.д.), а потом это сдерут китайцы.
Впервые мы выставлялись на IWA сами – показывали пневматическое оружие и оптику. По правде говоря, мы рассчитывали, что будет много гостей из неспокойных районов Ближнего Востока. И наших. Практически не было ни тех, ни других. Как выяснилось, получить официальную визу в Германию сирийцам-ливийцам невозможно, а россияне, которых на предыдущих выставках было в изобилии, из-за кризиса решили сэкономить. Однако интерес чехов, словаков, эстонцев и «разных прочих шведов» из около российских стран был однозначным.
Репутация оптики из России по-прежнему на высоте. Простенький трюк со зрительными трубами вызывал искреннее восхищение. Мы поставили рядом две трубы: Snipe – с диаметром объектива 60 мм и ЗТ 25÷100 с диаметром 100 мм, навели их на меленькую этикетку под потолком павильона, примерно в 100 метрах. В эти трубы (на одинаковом увеличении) люди смотрели и видели не только саму этикетку, но и написанные на ней цифры. Разрешающая способность, аберрация и прочее из описания в паспорте – это одно, а убедиться своими глазами, что это есть на практике – совершенно другое. Так мы демонстрировали качество оптики, а заодно объясняли, что есть светосила (в Snipe картинка была темнее).
Трогало, что многие, проходя мимо стенда, говорили – Сирия, Россия и показывали большой палец. Не все там «за бугром» зомбированные дебилы, как часто показывают у нас по TV. Большинство нормальные, адекватные люди, понимающие что и к чему. Так что впечатления от выставки во всех смыслах остались весьма положительные.
Назад к списку